Япония среди других мировых держав отличается тем, что вплоть до 20 в. все сражения в которых она участвовала, проходили на её собственной территории. Естественно, что в такой среде военная наука пользовалась большим уважением. А преклонение перед воином вкупе с невероятной фамильной гордостью японцев привело к тому, что оружие и доспехи бережно хранились и передавались, начиная с 8 и до середины 19 в.

К сожалению, наши знания о ранней эпохе Ямато (3в.) практически ничтожны. Однако, известно из археологических находок, что мечи изготовлялись из бронзы, а значит, были весьма тяжёлыми. Из-за неудобства использования их в бою, предпочтение отдавалось луку и, более лёгкому, древковому оружию (копьё, пика). История указывает на то, что первые мечи были привезены из Китая и, скорее всего, дорогой ведущей через Корею. Это были простые клинки с односторонней заточкой – хокуто.

В 6 в. в период Асука большое влияние на общественную жизнь оказала новая религия буддизм, пришедшая из Китая. Вместе с этим в арсенале японского воина появляется обоюдоострый меч – цуруги. Этот меч был в ходу вплоть до 9 в. Но, большей частью цуруги использовался в буддийских ритуалах и, что интересно, упоминается в древних хрониках "Нихонги".

Согласно мифологии богиня солнца Аматэрасу послала своего внука в Японию со священными символами власти – мечом, алмазом и зеркалом, с тем, чтобы он научил людей порядку и закону. Вот почему меч до сих пор является одной из императорских регалий. Самый знаменитый меч, принадлежащий самой богине Аматэрасу, был передан принцу Ямато Такэру. Согласно легенде варвары заманили принца в болотистую долину и подожгли её. Тогда принц Ямато скосил траву вокруг и с помощью кремния пустил огонь от себя. Он был спасён, а меч получил имя Кусанаги-но-цуруги (меч косящий траву). Кстати сказать, практика давать мечам имена сохранилась до начала 20 в.

Тогда же в период Асука с 7 в. Япония начинает ковать свои мечи из стали. Рядом с простым клинком подобном хокуто – тёкуто, появляется клинок с кривизной – тати.

Испокон веков оружие было частью жизни японского воина, с которым он не расставался. Но сохранился документ, что в 646 году император Котоку провёл реформу, где среди прочих указов направленных на восстановление мира, был запрет на ношение оружия всеми, за исключением тех, на ком не лежала охрана столицы и территориальных границ. В каждой провинции для хранения оружия был построен специальный арсенал. Теперь даже солдат не имел право хранить оружие дома. Это был неудачный закон, потому как войны имели место быть, а арсеналы всегда пустовали. И уже в эпоху средневековья обозначенной эпохой Нара оружие и доспехи занимали самые почётные места.

В самой тогда столице Нара в знаменитом храме Сё-со-ин, построенном в 756 году вдовой императора Сёму, в память о муже и для хранения его личных вещей было найдено 100 доспехов, копья, множество мечей и другого оружия.

С середины эпохи Хэйан (это период японизации всего китайского) с 9 века изогнутый меч тати полностью вытесняет двулезвийный цуруги и становиться основным вплоть до середины 15 в. Этот и все последующие изогнутые однолезвийные мечи теперь называют одним термином – нихонто. В то же время вошло в обычай инициировать полосы мечей. Самый старый из подписанных тати относиться к 1159 году, его сделал мастер Намихира Юкимаса.

Начиная с 10 в. длинный меч тати был тонким, слегка изогнутым, с короткой резко загнутой кверху рукоятью. Его носили пришнурованным к поясу лезвием вниз. Короткий меч-спутник – косигатана, засовывали за пояс поверх доспехов. Его использовали в ближнем бою, особенно в помещении.

В эпоху Хэйан государственная власть находилась в упадке. И вот в это неспокойное время выдвигаются два мощных клана: Тайра и Минамото. 11-12 века проходят под знамёнами их борьбы за власть. Клан Минамото одерживает победу, и Минамото Ёритомо становиться первым несменяемым сёгуном.

Ставка сёгуната находится в городе Камакура, отсюда и происходит название следующего периода. Эпоха Камакура – золотой век воинского сословия. Постоянные противоборства подготовили почву для создания практически идеального рубящего оружия.

Примерно к 12 в. появляется коварный короткий кинжал – ёрой-доси (протыкающий доспехи), для случая если требуется добить противника.

В 13 в. в руках пехотинца появляется меч – учи-гатана. Этот изогнутый посередине меч носили за поясом лезвием вверх. К сожалению из-за низкого качества ни один учи-гатана того периода не сохранился.

Тогда же в эпоху Камакура в 13 в. серьёзным испытанием для Японии стало нашествие монгольских орд. Монголы представляли значительную силу, они были носителями самой передовой в то время военной техники. Столкновение с новым оружием и тактикой обнаружило слабые стороны меча тати. Например, кончик легко ломался и не поддавался починке. В результате мечи были облегчены и укорочены, чтобы ими можно было легче манипулировать.

В период Намбукутё в 14 в. спрос на мечи повысился в ходе непрекращающихся войн. Важное значение приобрела пехота, в руки пехотинца был вложен очень длинный двуручный меч – нодати. Этот "полевой" меч использовался против всадников. По мере того, как мечи всё больше становились оружием пехоты, их дизайн менялся. Центр кривизны смещался вперёд и длина сильно сократилась.

К концу 15 в. большинство самураев носят два меча учи-гатана. Длинные более 60 см. двуручные мечи стали называться катана, короткие для ближнего боя – вакидзаси.

Во второй половине 16 в. выдвигаются три человека, которым удалось прекратить беспорядки и объединить страну. Дело было начато Одой Нобунагой, продолжено Тоётоми Хидзёси и завершено Токугавой Иэясу. В процессе объединения страны Хидзёси столкнулся с проблемой. В Японии было около полумиллиона самураев и неизвестно какое количество населения, имевшего оружие. Все эти вооружённые люди представляли угрозу для единения страны. Хидзёси издал указ о конфискации всего оружия , кроме принадлежащего самураям.

В период Мотояма в 16 в. были впервые открыты торговые дороги в Японию и при изготовлении мечей начала использоваться импортная сталь.

Начало периода Эдо ( 17в ) привнесло существенные изменения в жизнь самураев. Наибольший акцент делался на соответствующем воспитании. Теперь помимо абсолютного владения воинским мастерством (фехтование, стрельба из лука, верховая езда) самурай должен был хорошо читать, владеть искусством каллиграфии, рисовать и сочинять стихи. Тем не менее эпоху Эдо можно назвать закатом искусства изготовления самурайских мечей.

Первое время после наступления мирного периода Эдо перед взорами людей ещё маячила возможность войны и мечи и прочее вооружение были боевыми – строгими и практичными. Но длительные годы мира привели к значительному взлёту декоративного оружия.

В период Эдо вплоть до 19 в. каждый имевший звание самурай носил два меча – катана и вакидзаси. Они являлись символом его чести и силы как солдата на службе своего господина.

Период Мэйдзи 19 в. В 1853г. В залив Урага вблизи города Эдо зашла эскадра из четырёх военных кораблей под командованием Мэтью Пэрри. Японцы вооружённые мечами и аркебузами образца 17в., облаченные в средневековые доспехи, оказались совершенно бессильными против корабельных орудий.  Итак, в 1868 г. сёгун отрёкся от власти в пользу императора, феодализм был упразднён, монархия рестоврирована и начиная с этого года Япония вооружается по западному образцу.

В эпоху Сёва (20в. ) современное государство уже не могло позволить изготавливать себе сотни тысяч мечей традиционным способом и стало производить механическим заводским путём. В начале Втотой Мировой Войны Япония использовала свой шанс на новые территориальные приобретения, оккупировав Индокитай и Сингапур. А после создания военно- политической оси Берлин-Рим-Токио ударила по Соединённым штатам.

Меч в это время являлся обязательной принадлежностью каждого офицера, хотя устарел как практическое оружие и носил характер символа. А так же стал приметой для распознавания японских офицеров, по которым американские снайперы вели огонь.

С капитуляцией Японии закончилась трагическая и бессмысленная война, а вместе с этим меч официально перестал существовать как оружие.