1.      Предисловие

 

Столько страдания, боли, горя и слез, как в J-rock'е, вы не встретите больше нигде. Жанровых границ у японского рока практически не существует – в нем всё: и готика, и хард-кор, и панк. Помимо традиционных рок-гитар и ударных, в J-rock'е присутствует масса других инструментов, начиная от японских национально-культурных, и заканчивая уникальным.

Рок-метал-сцена Японии обширна. Культовые японские рок-группы, такие как, например, хэви-метал группа The Alfee, собирают аудитории из более чем 100 000 человек. Некоторые группы сделали вклад в мировые жанры, например в новую романтику. Особых успехов достигла группа B'z. В одной только Японии они продали более 79 миллионов дисков и стали первой азиатской группой, которая добилась собственной звезды на Аллее славы в Голливуде. При этом японские металисты с субкультурой visual kei заимствуют друг у друга: они часто выступают на «территории» друг друга и влияют друг на друга в музыкальном плане.

2.      История зарождения

После окончания Второй Мировой войны, восстанавливая пострадавшую от войны экономику, Япония следила за новыми веяниями с Запада. Одним из таких новых веяний оказался американский рок-н-ролл, покоривший Японию в середине 50-х гг. Как и многие страны мира, Япония попыталась привить иностранный рок на своей почве – и появился такой стиль, как рокабири (искаженное амер. «рокабилли»). Ранние японские поп-звезды представляли собой странные гибриды национального восприятия музыки и зарубежного рок-н-ролла.
Ранние японские рокеры начинали с исполнения кантри и вестерн музыки в группах, которые набирали популярность в молодежных кругах в начале 50-х гг.Японские рокеры также позиционировали себя как модные представители молодежи, и вскоре группы молодых людей в характерных для рокабилли кожаных пиджаках и со смазанной гелем шевелюрой, именовавших себя рокабири дзоку (клан рокабилли), можно было увидеть на улицах японских городов. Сначала японские рокеры исполняли песни своих американских кумиров, однако вскоре они стали использовать национальный музыкальный материал для создания оригинального саунда, адаптируя японские народные мелодии и детские песенки для рокабири. Первой, по-настоящему оригинальной, японской рок-песней оказалась «Хоси ва Нандэмо Ситэ-иру» («Звезды знают все»), ставшая хитом в 1958 году и открывшая дорогу другим японским рок-композициям. За пределами Японии наиболее известным представителем рокабири был Кю Сакамото, основатель группы Paradise King. В мае 1963 года его сингл «Уэ-о Муитэ Аруко» («Пойдем же с поднятой головой») был выпущен в США под названием «Сукияки» и возглавлял Billboard pop charts на протяжении нескольких недель. Это была единственная в истории японская рок-композиция, достигшая такого большого успеха в Соединенных Штатах.

Японские рекорд-компании в конце 50-х – начале 60-х гг. вместо того, чтобы дать возможность рокерам записывать ту музыку, которая принесла им заслуженную славу, заставляли их смягчать стиль исполнения до уровня рафинированных поп-песен, иногда даже традиционного энка, которая представляет собой эмоциональную балладную музыку с текстами о печали и неудавшейся любви. После того, как СМИ распространила информацию о диких сценах с Western Carnival, стала неизбежна негативная реакция на рок-н-ролл общественности. Старшее поколение, обеспокоенное упадком традиционных ценностей среди молодежи, выступила против рок-музыки. Рокабири-группы были запрещены к показу на телевидении на два года, было весьма сложно добиться разрешения от местных властей выступлений рокеров на сцене. В это время японский рок-н-ролл был заменен идору касю (певцами-идолами), яркими поп-исполнителями, чей имидж тщательно разрабатывался рекорд-компаниями.

Важно отметить различие между японскими и американскими группами: в отличие от своих западных коллег, японские команды сами не писали песен, а поручали это людям со стороны.

Хотя большинство GS хитов представляло собой любовные баллады благовоспитанных на вид молодых людей, а не политически и социально ангажированные песни нецивилизованных хиппи, движение Group Sounds (волна японского рока получила название Group Sounds (дословно «Звуки групп») или кратко GS) было воспринято старшим поколением как угроза. Рост недовольства особенно усилился после сообщений прессы о многочисленных травмах на концерте the Tigers, проходившем в ноябре 1967 года, и историй тинэйджеров, которые сбегали из дома и преследовали своих кумиров. Давление на рок-культуру возобновилось.

В течение 1968 года руководство школ по всей Японии стало исключать учащихся, которые были пойманы на концертах GS групп. Местные власти налагали запрет на проведение GS концертов, а к концу 1967 года компания NHK запретила трансляцию рок-выступлений по радио. Как это ни странно, запрет не отразился на The Blue Comets, которых выделила компания NHK как пример того, какими должны быть настоящие рок-музыканты – короткая стрижка, консервативная одежда, пристойное поведение. Фанатов группы хвалили за их примерное поведение на концертах.
В конечном счете бум GS исчерпал себя не только по причине стремления истеблишмента искоренить «угрозу» GS. В начале 1969 года было подсчитано, что в Японии существовало более 2000 GS групп, слишком много для столь малого японского рынка. Рекорд-компании подписывали контракты с малоизвестными рок-группами, надеясь заработать на них много денег, так же как в свое время на The Spiders или The Tempters. Стремясь продать больше пластинок, многие команды стали подражать обаятельному имиджу наиболее популярных западных групп, чтобы привлечь внимание молодых фанаток. Качество музыки этих исполнителей ухудшилось, и любители рок-н-ролла стали отдавать предпочтение более тяжелой ее разновидности, т.н. «New Rock» («Новый рок»), японскому аналогу западного хард-рока. Таким образом, к 1971 году большинство команд Group Sounds развалилось.

Пионерами японского метала считаются хард-рок группа Bow Wow, появившаяся в 1975 году, и культовая хэви-метал группа Loudness, которая появилась в 1981 году; её лидер и гитарист Акира Такасаки очень известен. Вместе с другой культовой группой Anthem, возглавляемой знаменитым вокалистом Эйдзо Сакамото, эти три группы возглавили молодое японское метал-движение. Все они смогли стать хорошо известны на Западе в 80-90 годах, но в то же время их звучание представляло японскую трактовку популярных тогда тенденций в западной металлической музыке. Особенно также следует выделить такую хэви-метал группу как Seikima II, появившуюся в 1982 году и использовавшую стилистику, вдохновлённую группой KISS, вместе с тяжёлым, но мелодичным метал-звучанием. Необычный для Японии тех времён провокационный имидж смог сделать группу одним из самых известных метал-коллективом страны, но вне её Sekima была практически неизвестна. Наибольшую известность получил вокалист группы — Демон Когурэ, после распада группы он начал успешную сольную карьеру и часто упоминался в связи с японской поп-культурой. Другими известными японскими группами во время появления жанра были 44 Magnum, Show Ya, SABER TIGER, Earthshaker и более поздняя группа Sex Machineguns.

В это время молодой гитарист hide по приглашению Хаяси Ёсики (яп. 林 佳樹) стал участником глэм-метал-группы X Japan, ставшей в будущем новатором в visual kei. Несмотря на то, что коллектив существовал ещё с 1979 года (неофициально), они дебютировали только в 1985 с синглом I'LL KILL YOU (англ.), посвящённому Войне во Вьетнаме. Для того, чтобы выбиться из числа инди-групп и быть не похожими на других, Ёсики и Хидэ первыми начали использовать образ западных глэм-метал-групп, в то время, когда остальные группы использовали стандартный металлический имидж, а Хидэ был их поклонником. Вскоре группа получила мейджор-статус и стала самой успешной рок-группой Японии. В ответ на вопрос «В чём суть вашего творчества?» Ёсики охарактеризовал его как «Psychedelic Violence — Crime of Visual Shock» («психоделическое насилие, преступление визуального шока». Этот путь решили повторить и другие японские рок-коллективы. Многие Visual kei-группы 1980-х годов исполняли глэм-метал, а упор делали на гротескный имидж: к их числу относились X Japan и COLOR (англ.). Вокалист последней, Томми «Динамит», впоследствии в 1986 году основал один из крупнейших лейблов Free-Will. Творчество этих групп, в основном, было похоже на западный (в основном, американский и британский) глэм-метал.

С обретением популярности этими группами, японский метал разделился на два основных направления: одно находилось под влиянием глэм-метала, а другое под влиянием преимущественно хэви-метала западного образца. Впоследствии они дадут толчок вижуал кэю и японскому металу как таковому соответственно. Но в начале-середине 90-х годах японская метал-сцена пережила кризис, отчасти вызванный распадом многих ключевых групп и смертью нескольких известных музыкантов, таких как hide, ушедший из жизни в 1998 году.

Следующий толчок развитию жанра был дан в конце 90-х—начале 2000-х годов, когда начинает формироваться японская школа пауэр-метала благодаря таким группам как Galneryus, Concerto Moon и Versailles, а также сольным работам гитаристов-виртуозов Хидзаки и Такаёси Омура. Все эти группы отличались от западного пауэр-метала более ощутимым элементам неоклассики, упором на виртуозность и общим мощным симфоническим звучанием. В конце 2000-х метал начинает оказывать существенное влияние на группы нео-вижуал кея, принося известность и славу виртуозных и тяжёлых групп таким коллективам как The Gazette, NoGoD, D и Matenrou Opera.

В Японии также существует сцена экстремального метала, некоторым коллективам удаётся пробиться на мировую сцену, в основном это блэк- и мелодик-дэт-группы, такие как Sigh, Blood Stain Child, Sabbat, а также дрон-метал группа Boris. Помимо них, элементы экстремальной музыки можно заметить у ряда современных вижуал-кей-групп, таких как -OZ- и Deathgaze, которые экспериментируют с грув-металом и металкором, в то же время не выходя за рамки своего жанра.

 

3.      Влияние и истоки

Очень большое влияние на жанр оказали такие музыкальные направления, как джаз, альтернативный рок и метал. Часто в творчестве групп японского рока можно услышать моменты или целые песни, написанные в направлении блюз или джаз независимо от основного направления группы.

От альтернативного рока же J-Rock унаследовал эксперименты со звуком и сильные смешения различных направлений, особо заметные у групп the GazettE, Dir en grey, Maximum the Hormone и т. д. Обычно группы экспериментируют со звуком, записывая каждый новый релиз в новых направлениях или мешая по несколько направлений в одной песне, как Maximum the Hormone.

Также следует выделить влияние на японский рок таких тяжёлых направлений как метал и хардкор, вследствие чего большинство групп используют более жесткое звучание гитар, чем принято для других национальных сцен рока. Так у японской поп-рок группы An Cafe присутствует скрим в песнях и зачастую более тяжёлое музыкальное сопровождение, чем у западных поп-рок групп. В основном, метал получил распространение среди групп, ориентированных на запад, как, например, X Japan, Metal Safari и Galneryus, и среди направления вижуал-кэя котэ-кэй. Хардкор же и его производные популярнее среди современных «молодёжных групп» и групп направления нагоя-кэй.

4.      Деление

Так же как и J-pop, группы японского рока делятся на:

Мейджер — «богатые» — (группы, подписывавшие контракт с крупными лейблами, обычно уже получившие популярность или изначально созданные как коммерческий проект)

Инди — «свободные» — (зачастую начинающие группы, записывающиеся на инди-лейблах с более свободными условиями)

5.      Направления и поджанры

Visual kei

Производный жанр из японского рока и глэм-метала, который появился в середине 80-х годов, благодаря группам X Japan, Seikima II и т. д. Одним из главных принципов направления являются большой акцент на внешность исполнителей, который базируется на андрогинном идеале красоты. Другой особенностью жанра является разнообразие творчества групп. Так, большинство групп добавляет в свою музыку элементы разных направлений. Большинство групп исполняет рок-музыку, также могут присутствовать элементы электронной (Adapter, Blam Honey) и поп-музыки (T.M Revolution).

J-metal

Поджанр, охватывающий особенности японских метал-групп. Наиболее распространены группы пауэр и неоклассик-метала. В отличие от групп современных метал-направлений (ню-метал, модерн-метал, альтернативный метал), которые в основном придерживаются Visual kei, группы пауэр/неоклассического метала имеют более европеизированное звучание, что оказало немалое влияние на их популярность. Наибольшую известность в этих двух жанрах получили группы Concerto Moon и Galneryus. Гитаристы этих групп также пользуются известностью в Европе и Америке.

Группы более экстремальных классических направлений менее известны и распространены, прежде всего, из-за сильной популярности visual kei сцены, хотя блэк-метал-группы Sigh и GallHammer широко известны среди почитателей этого направления.

J-Ska

Стиль японской музыки, являющийся как отдельным стилем, так и подвидом J-punk направления. Включает в себя как присущие для ска ямайские мотивы, так и добавление J-punk/J-rock/Jazz-мотивов. Ведущими группами являются Muramasa и полностью женский коллектив под названием OreSkaBand.

6.      Внешний вид

J-rock – это не просто стиль в музыке, не просто песни, которые слушает на концертах публика – это настоящее сценическое шоу, на котором внимание уделяется не только музыкальной составляющей, но главным образом к действиям, которые разворачивающимся на сцене. Не всякая современная европейская или западная рок-группа сможет сделать такое же шоу, как это делают их японские коллеги.
Музыканты одеваются вызывающе, креативно для на общественные нормы и стандартам, более того в использовании грима, они давно переплюнули своих коллег из Европы.

Вокалисты как правило – девушки рокеры, но тут следует заметить, что девушки не по половому признаку, а по внешнему виду.

Начинающим вникать в тонкости этого стиля (как собственно и его поверхность) с самого начала весьма трудно понять, кто снимается в клипе и какой состав музыкантов – парни или девушки, так что удивляться тут вовсе не стоит. Так же следует заметить, что подавляющие большинство, а именно 97% всех японских рок групп, состоят из парней.

Не стоит так же делать поспешный вывод, что все они придерживаются гомосексуальной ориентации, тут следует принять в расчет, что в Японии совершенно иные местные традиции и обычаи, которые непросвещенным европейцам всего непонятны.

Все упирается в знаменитый японский театр «Кабуки», где все роли (мужские и женские) исполняли мужчины, так как считается что показать всю суть характера героя способен только мужчина, особенно если это касается женского образа.
Исходя из этого фактора все японские музыканты, подчеркивают раскрытия того или иного образа в своем творчестве. Так что если вы увидите разодетого как девушки музыканта не думайте, что он «голубой», как раз-таки именно такая манера одеваться считается в Японии свойственной для дамских угодников. Да и внимание публики притягиваются с гораздо большей эффективностью (опять же по сравнению с западными и европейскими группами). Хотя встречаются отдельные группы, которые не подвержены такому «свойственному местному населению» влияния, т.е. они одеваются и выглядят вполне прилично для европейского круга слушателей.

Всплеск популярности стиля J-rock произвел настоящий взрыв в музыкальных кругах всего мира, некоторые западные музыканты стали перенимать его элементы, этому явный пример Мэрлин Мэнсон, хотя по сравнению со своими «японскими образцами» он отличается большим однообразием.

7.      Наиболее популярные группы

  • 12012
  • Abingdon Boys School
  • Alice Nine
  • Anna Tsuchiya
  • Antic Cafе
  • Ayabie
  • Baiser
  • Baroque
  • Breakerz
  • Buck-Tick
  • B'z
  • D
  • D=OUT
  • D`espairs Ray
  • Dir en grey
  • Due le Quartz
  • Duel Jewel
  • Fake?
  • Fatima
  • Gackt
  • GHOST
  • Girugamesh
  • Glay
  • Golden Bomber
  • GPKISM
  • heidi.
  • Hizaki
  • HYDE
  • Inoran
  • J
  • Janna Da Arc
  • Jinkaku Radio
  • Judy & Mary
  • Kagrra
  • Kaya
  • Kisaki Project
  • Kozi
  • Kra
  • Kuroyume
  • KuRt
  • L`Arc~en~Ciel
  • La'Cryma Christi
  • LM.C
  • Lareine
  • Lolita23q
  • Luna Sea
  • Lycaon
  • lynch.
  • Malice Mizer
  • Maximum the Hormone
  • Merry
  • Miyavi
  • Moi Dix Mois
  • MUCC
  • New Sodmy
  • Nightmare
  • Oblivion Dust
  • Onmyouza
  • Orange Range
  • -Oz-
  • Panic Channel
  • Penicillin
  • Phantasmagoria
  • Pierrot
  • Plastic Tree
  • Porno Graffitti
  • Psycho le Cemu
  • Rentrer en soi
  • Ryuichi Kawamura
  • S.K.I.N.
  • Sadie
  • Sads
  • Screw
  • Schwarz Stein
  • Sex Machineguns
  • Shazna
    Sid
  • SuG
  • Sugizo
  • T.M.Revolution
  • THE ALFEE
  • the GazettE
  • The Velvet
  • TOSHI with T-EARTH
  • Tourbillon
  • Versailles
  • Vidoll
  • Violet UK
  • X-Japan