Период ЭДО (江戸時代 эдо-дзидай)(1603-1868)

Перед началом данного периода в истории Японии было еще одно значимое событие , так называемая Имдинская война, в ходе которой умирает текущий сегун японии Тоётоми Хидэёси.

После смертиТоётоми Хидэёсиместо общеяпонского лидера занял его вассалТокугава Иэясу. Его земли находились врегионе Кантос центром взамке Эдо. В 1600 году (5 годКэйтё), заручившись поддержкой многих самурайских землевладельцев, Токугава разбил вбитве при Сэкигахаре  оппозицию из западнояпонских даймё во главе с  Исидой Мицунари.

Битва при Сэкигахаре (яп. 関ヶ原の戦い Сэкигахара но татакай) — битва в Японии, которая состоялась 21 октября 1600 года, между двумя группами вассалов покойного Тоётоми Хидэёси, боровшимися за власть.

Токугава Иэясу двигался с войском на Киото, чтобы захватить власть и стать сёгуном. На его пути стали войска Исиды Мицунари, Кобаякавы Хидэаки и ещё нескольких даймё, включая Симадзу Ёсихиро. Однако перед боем ходили слухи, что Кобаякава собирается предать Исиду. Также последний не раз оскорбил Симадзу.

Незадолго до битвы, войско Токугавы обошло гору Нангу и вышло на равнину Сэкигахара. Также до сражения произошла стычка между авангардными отрядами обеих сторон. Войско Исиды расположилось у подножья горы Нангу, а также напротив равнины. Армия Кобаякавы выстроилась с правого фланга от Исиды. Войско Симадзу расположилось между армией Исиды у подножья горы и армии напротив равнины. Токугава разделил свои войска на две части. Первая была рассеяна на отряды перед противником на равнине. Вторая была оттянутая немного к центру равнины и собрана в «кулак».

Иэясу приказал первой части войска атаковать войска у подножья горы, где находилась ставка Исиды, а также отряды напротив равнины. В завязавшейся схватке Исида призвал Симадзу вступить в бой, однако тот отказался. Причиной послужило то, что гонец Исиды не спустился с лошади перед тем, как передать сообщение Симадзу. Кроме того последний был совсем не уверен за кого должен воевать, за своего врага Исиду или по его мнению узурпировавшего власть Иэясу. Поэтому он предпочел выждать время. Тем временем к месту боя подтягивалась вторая часть войска Токугавы, численно превосходившая первую. Увидев приближение главных войск, Кобаякава согласно секретной договоренности с Иэясу приказал своей армии атаковать правый фланг войск Исиды которые совершенно не ожидали нападения. Сам Кобаякава повёл часть войска в тыл отряда у равнины. Исход битвы ещё могла решить фланговая атака всех войск Симадзу, но последний все ещё колебался. В конце концов, подошедшая вторая часть войска опрокинула деморализованные армии Исиды. Последнему пришлось бежать с поля боя. К двум часам пополудни армия Западной коалиции полностью прекратила активное сопротивление и самураи войск Токугава принялись прочесывать местность, вылавливая прятавшихся в зарослях неприятелей. В ходе бегства армий Западной коалиции было убито несколько десятков тысяч самураев.

Токугава Иэясу одержал решительную победу. В результате сражения восточная коалиция потеряла около восьми тысяч человек убитыми и несколько тысяч ранеными, западная - около сорока тысяч.

Через шесть дней после битвы Исида Мицунари был пойман живым и доставлен в ставку Иэясу. Последний встретился со своим противником, после приказал отправить его в Киото, где его провезли по городу, а затем вместе с несколькими командирами западной коалиции казнили отсечением головы бамбуковыми пилами. Его замок Саваяма был взят через три дня после Сэкигахара, отец Мицунари и вся его семья были также казнены. В этом сражении так же участвовал, на стороне войск Исиды Мицунари, знаменитый японский фехтовальщик Миямото Мусаши.

 

В 1603 году Иэясу получил от императора пост большого сёгуна — покорителя варваров и основал новыйсёгунатс центром в своей резиденции. В 1615 году он ликвидировал бывший род своего сюзеренаТоётомии окончательно утвердил власть своего самурайского правительства. Время его существования называют периодом Эдо (1603—1867).

Мощь сёгуната держалась на его васалах —хатамотоигокэнинах, а также непосредственно на подконтрольных владениях, которые составляли одну четвертую всех земель Японии. Самурайское правительство обладало монопольным правом во внешней политике и чеканке монеты. При правлении 3-го сёгунаТокугавы Иэмицусформировался административный аппарат сёгунта.

Хатамото(яп.旗本, «под знамёнами») —самурайв прямом подчинениисёгуната Токугавав феодальнойЯпонии.

В то время, как все три сёгуната в японской истории имели официальных слуг, в двух последних их называлигокэнинами. Однако впериод Эдохатамотобыли высшими вассалами родаТокугава, агокэнины — низшими. На практике не существовало разницы между ними относительно уровня прибыли, нохатамотоимели привилегию — право встречи ссёгуноми право носить оружие в его присутствии.

Слово «хатамото» означает «под знамёнами» и часто переводится как «знаменосец». Другим понятием дляхатамото эпохи Эдо былодзикисан хатамото(яп.直参旗本), иногда переводимое как «прямые хатамото сёгуна», которое служит для объяснения разницы между ними и предыдущими поколениямихатамото, служившими разным феодалам.

Гокэнин(яп.御家人?) — служилый разряд мелкогояпонскогодворянства в Средневековье и Новое время.

Впервые разряд «гокэнин» появляется в ХІІ столетии, при первомсёгунатеМинамотовпериод Камакура, когда он объединялсамураев, являвшихся непосредственными вассалами сёгуна. В период ослабления центральной власти при сёгунской династииАсикага(1335—1573) многие кланы гокэнинов перешли под покровительство удельных князей и принимали на их стороне участие во внутренних войнах в Японии XV—XVI столетий. В централизованном государстве, созданном династиейТокугава(1603—1867) — гокэнины вновь выступают наследственными вассалами сёгуна, обязанными нести военную службу и занимавшие всю среднюю ступень административных, судейских и военных чинов как в столице, так и в провинциях. Являясь служивым дворянством, они редко владели земельными поместьями. К концу периода Токугава в Японии насчитывалось около 17 тысяч гокэнинов. В отличие отхатамото, они не имели права присутствовать на аудиенциях сёгуна. Впериод Мэйдзититул «гокэнин» был упразднён, как и все другие японские средневековые титулы.

Самурайские властители, которые имели земли с доходом свыше 10 тысячкоку, называлисьдаймёи находились в сюзерен-вассальных отношениях с сёгуном. Между даймё, которых в Японии насчитывалось 300 человек, была установлена иерархия по степени близости к дому сёгуна — родственники Токугавы (симпан), древние вассалы (фудай) и новые вассалы (тодзама).

Для всех самурайских землевладельцев правительство издало«Закон о военных домах», согласно которому даймё не имели права без разрешения центра строить замки в своих землях и заключать друг с другом политические браки. Даймё, которые не придерживались этих запретов, лишались своих владений или переводились в менее прибыльные районы страны. Для контроля и поддержания финансового истощения самурайских феодалов сёгунат создал систему поочередных командировок, когда даймё должны были через каждый год прибывать в ставку в Эдо и жить там в течение года. Кроме этого, по распоряжению правительства, самурайские землевладельцы должны были исполнять строительную и военную повинность в пользу центра. Однако, несмотря на такой политический и финансовый груз, даймё имели полную свободу в управлении своими владениями. Эти владения, а также организация управления ими во главе с даймё называлиськняжествами или ханами.

Кроме строгого контроля за регионами, сёгунат ограничил праваимператорского двора, превратив его в зависимую от самурайского правительства управленческую систему. Согласно «Законам об Императорском дворе и кугэ» правительство Эдо обязывалось финансово поддерживать двор, но в то же время ликвидировало его земельные владения в стране.

Заграничная торговля

Токугава Иэясу всячески поощрял торговлю. В 1604 году (9 год Кэйтё) по его приказу корабли западных даймё и купцов городовСакаииНагасаки, которые торговали за границей, должны были получать официальные лицензии — грамоты с красными печатями сюин(яп.朱印?), чтобы за морем их судна не путали с пиратскими. Лицензированные корабли называлисьсюинсэни активно торговали наТайване,Макаои разных регионахЮго-Восточной Азии.

Немало японцев, которые отправлялись за границу, поселялись там, образуя первые японские торговые колонии, ниппон-мати(яп.日本町«японские города»). На начало XVII века количество заморских японцев составляло около 10 000 человек. Наиболее известным среди них былЯмада Нагамаса, который получил от Сиамскогокороля высокий чиновничий титул.

Ограничение торговли и запрещение христианства

На первых порах сёгунат способствовал торговым отношениям с зарубежными странами и приветливо относился кхристианству. Благодаря этому казна правительства пополнялась, а количество японских христиан росло. Однако противостояние европейских стран на японском рынке, а именно необоснованные доносы и обвинения протестантских Англии и Голландии в адреспортугальских и испанских купцовв попытках завоевать Японию через распространение христианства, заставили самурайское правительство пересмотреть свой внешнеполитический курс. В 1617 году (17 год Кэйтё) сёгунат издал запрет на исповедование христианства и прибытие испанских судов в Японию. Постепенно были наложены ограничения на выезд японских торговых лодок из страны. В 1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться в страну в случае пребывания за границей.

Восстание в Симабаре и политика сакоку

В 1637 году (14 годКанъэй) на островеКюсю,полуострове Симабара, вспыхнуловосстаниеместных крестьян-христиан из-за жестоких гонений на веру и непомерных поборов властей. Лидером выступления стал 15-летний самурайАмакуса Токисада. Напуганный размахом и успехами повстанцев, сёгунат выслал против них 120-тысячную армию и смог истребить их в следующем году. События на Симабаре подтолкнули правительство ускорить реализацию своего антихристианского курса. Была установлена система закрепления населения за местными буддистскими храмами, по которой все японцы в принудительном порядке должны регистрироваться в «журналах обновления веры» (сюмон аратамэ-тё) при региональных храмах, а во время командировок или переезда получать от них справки о своей принадлежности к буддийской общине.

В 1639 году (16 год Канъэй) сёгунат запретил португальским судам прибывать в Японию. Из всех европейских стран лишь Голландия, флот которой помог в подавлении христиан в Симабаре, получила разрешение самурайского правительства на торговлю. Японские власти переместила голландскую факторию изХирадов искусственный остров-резервациюДэдзимавНагасаки.

Такая политика сёгуната, направленная на ограничение торговли, контактов с Западом и отъезда японцев заграницу, получила названиесакоку — политика «закрытой страны». Её главной целью была стабилизация власти самурайского правительства в результате искоренения христианства в Японии. Частично изолировав страну, сёгунат продолжал торговлю с азиатскими странами и Голландией, но под своим пристальным монопольным контролем.

Сако́ку(яп.鎖国, буквально «страна на цепи»), такжесамоизоля́ция Япо́нии —внешняя политика самоизоляцииЯпонииот внешнего мира, которая была введена послевосстания христиан в Симабареи проводиласьсёгунами из рода Токугавав течение двух столетий, с1641по1853 годы.

В середине XVI века на японских островах завязалась оживлённая торговля севропейцами. В 1542 году там появилисьпортугальцы, а в 1580 —испанцы. В Японию европейскиекупцы,пиратыимиссионерыпривозили изделия изКитая(главным образом,шёлк), а также европейскоеогнестрельное оружие. Оттуда же вывозилосьзолото,сереброиневольники. Появившись в Японии вместе с купцами,иезуиты(Франциск Ксаверийи др.) стали проповедоватькатоличество, что вначале имело успех.ФеодалыостроваКюсюне только принимали у себя иезуитов и давали им разрешение на свободнуюпроповедь, на открытие школ и церквей, но и более того — принималихристианствосами и обращали в него своихвассалов. Они надеялись привлечь в свои порты побольше торговых кораблей, а главное — увеличить запасы необходимого им огнестрельного оружия. И сама поддержка европейцев могла сыграть большую роль в их борьбе с другими феодалами.

Появление европейцев на японских островах не только способствовало обострению междоусобных войн феодалов, давало толчок развитию морской торговли, но и вызывало опасность подчинения Японии европейскими колонизаторами, ведь испанцы и португальцы принимали участие в междоусобных войнах на стороне южных феодалов. В реальности европейской угрозы японцы могли убедиться на примере захваченных испанцамиФилиппин. Существовала также и ощутимая опасность отманьчжуров, подчинивших своей власти Китай иКорею.

Главной причиной закрытия страны стало внутреннее положение в стране. Развитие внешней торговли в XV—XVI вв. вызвало рост прослойки богатых горожан в морских портах. Их влияние, обусловленное огромными богатствами, стало настолько значительным, что грозило подорвать и сами устои феодального строя. Поэтому феодалам для сохранения своего положения было необходимо нанести удар могуществу этой торговойбуржуазии — запретить ей заниматься внешней торговлей. Торговля с иностранцами была монополизирована компанией, не только созданной и контролируемой правительствомсёгуна, но и организованной с прямым участием правительства в качествепайщика, а это лишало источника обогащения и торговое сословие, и южных феодалов.

Борьба сёгуната против иностранного влияния

После смещения чиновников, виновных в связях с иностранцами, и подтверждения указа о запрещении миссионерскойдеятельности токугавское правительство перешло к решительным действиям — несколькохристиан были казнены, а в 1614 году особым указом было введено полное и безоговорочное запрещение иноземной религии. В 1630 году прекращён ввоз европейских книг, а также китайских, где имелось малейшее упоминание о христианстве.

Под страхом смертной казни с 1636 года японцам запрещалось покидать территорию своей страны без особой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей.

После подавлениясимабарского восстаниякрестьян-католиковсёгунат рядом указов окончательно «закрывает» страну для иностранцев, стремясь пресечь любое иностранное влияние. В 1638 году по указу Токугава из страны были высланы все португальцы, на испанцев репрессии были распространены ещё раньше. Все контакты с западным миром были монополизированыголландцами-кальвинистами, особое положение которых в стране было обеспечено их помощью в подавлении восстания католиков. Два раза в год был разрешён заход голландских и китайских судов лишь в один порт в стране —Нагасаки.

Сведения о западных науках и культуре проникали в Японию под видомрангакучерез голландскую торговую факторию на насыпном островкеДедзимав гаваниНагасаки. Изоляционистская политика позволяласёгунамнадзирать за торговлей сКореейиКитаем, сводить к минимуму миссионерскую деятельность католических священников и не допускатьколонизацииостровов европейцами.

Брешью в устройстве сакоку были визиты в Японию русских торговцев и мореплавателей — таких, какПавел Лебедев-Ласточкин(1778),Николай Резанов(1807) иВасилий Головнин(1811); последний был задержан на островеКунашири провёл в японском плену два года. Недовольство правительства вызывали также участившиеся случаи захода в японские гавани английских (фрегат «Фаэтон») и французских (Лаперуз) судов. Это привело к ужесточению политики сакоку.

В 1825 году вышел указ, требовавший открывать стрельбу по любому западному кораблю, который появится вблизи японских берегов.

Сочетание внешних факторов привело в середине XIX века к росту интереса европейских стран, и особенно США, к открытию торговли с Японией:

  • Открытие в 1842 году цинского Китая для торговли с Европой и США, вкупе с присоединением Калифорнии к США в 1850, создало постоянный поток морских перевозок между Северной Америкой и Азией. Дополнительно, китобойная индустрия США, успешно развёртывавшаяся в северной части Тихого океана с середины XVIII века, нуждалась в безопасных гаванях, помощи в случае кораблекрушений, и надёжных станциях дозаправки;
  • Происходивший параллельно переход от парусного флота к паровому, основанному на сжигании угля, привёл к росту потребности американских торговцев в промежуточных базах, где торговые суда могли загрузиться углём и провизией во время длительного перехода из США в Китай. Сочетание выгодного географического положения и слухов о наличии значительных запасов угля в Японии сделали открытие японских портов для торговли с США приоритетным в глазах американского правительства;
  • Наконец, постоянный поток американских моряков, оказавшихся на берегах Японии из-за кораблекрушений и подвергавшихся плохому обращению со стороны японцев, побуждал правительство США к установлению прямых дипломатических отношений с Японией.

Всё это привело правительство США к решению направить в Японию в 1853 году экспедицию ВМС США под командованием командора Перри, перед которой была поставлена задача добиться установления прямых дипломатических отношений с Японией. Действуя в духе дипломатии канонерок, «чёрные корабли» Пэрри, под угрозой обстрела столицы, принудили Японию к заключению соглашения в Канагаве, открывшего Японию иностранной торговле и фактически положившего конец политике самоизоляции страны. Аналогичные договоры были вскоре заключены с Россией, Францией и Британией.

Подписание неравноправных договоров с иностранными державами; смерть сёгуна, не оставившего стране наследника; экономический кризис и эпидемии, ставшие следствием открытия страны для международной торговли — всё в совокупности привело страну к экономическому и политическому кризису, закончившемуся гражданской войной (1868—1869), в которой сторонники модернизации, сплотившиеся под лозунгом возврата власти императору (Реставрации Мэйдзи), победили сторонников сёгуната.

После Реставрации Мэйдзи (1868), новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. Были сняты ограничения эпохи Сакоку, такие, как запрет покидать территорию страны, открыты для торговли все порты и т. д.