Период Му́рома́ти (яп. 室町時代 муромати дзидай; 1336 — 1573) — период в истории Японии, на протяжении которого существовала ставка сёгуна в Муромати.

Название периода происходит от наименования улицы Муромати в Киото, куда в 1336 году была перенесена ставка сёгуна. События, произошедшие со второй половины XV века получили название Эпоха Сэнгоку. Несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела. В эти же времена японские пираты атаковали некоторые области Кореи и Китая.

История 235-летнего правления сёгуната Асикага началась в 1336 году, когда противостояние императора Го-Дайго и сёгуна Асикага Такаудзи положило начало существованию Северного и Южного правительств. Го-Дайго, будучи свергнутым Такаудзи, бежал на юг, в Ёсино, где основал свой двор. Асикага Такаудзи обосновался в столичном районе Муромати, где в 1338 году была открыта ставка сёгуна. История сёгуната Асикага закончилась свержением 15-го сёгуна Асикага Ёсиаки, совершенным Ода Нобунага в 1573 году.

События, происходившие с преобразований 1493 году стали называть Эпохой воюющих провинций. По другому распространенному мнению, начало этим событиям положила Война годов Онин (яп. 応仁の乱 о:нин но ран) в 1467 году.

В это время португальцы завозят в Японию мушкеты. Начало распространения огнестрельного оружия в Японии.

Столичный сёгунат способствовал симбиозу культур аристократии и самурайства, что дало рождение новой японской культуре. её особенностями были мощное влияние дзэн-буддизма и китайских эстетических ценностей.

Культуру начала 15 века называют культурой Китаяма, по названию одноименной горы, на которой сёгун Ёсимицу возвел свою резиденцию, так называемый Золотой павильон. Этой культуре были присущи величие и великолепие в архитектуре и искусстве. Одной из её главных вех было появление театра Но. Через полвека, во времена управления Асикаги Ёсимасы, оформилась новая культура Хигасияма, названная в честь местности, где был возведен Серебряный павильон.

Эта культура базировалась на идеях изысканности и простоты, так называемых принципах ваби и саби. В это же время стал популярным «кабинетный стиль» интерьера, появились японские каменные сады, татами, японская чайная церемония и искусство аранжировки цветов икебана. В изобразительном искусстве приобрели популярность монохромные картины суми-э, лучшие из которых принадлежат художнику Сэссю. Одновременно возникла художественная школа Кано, которая творила в разноцветном стиле ямато-э.

Постепенно элементы элитарной культуры начали проникать в культуру народную. Из-за опустошения столицы войнами много аристократов и монахов покидали её, неся киотские обычаи и знания в регионы. При провинциальных храмах стали открываться школы для детей знати и крестьянства. В литературе появился новый вид колаборативних поэзии рэнга и жанр иллюстрированных рассказы отогидзоси. Японские кулинары впервые начали широко использовать соевый соус и приправу мисо. В городках и сёлах традиционным стало торжественное проведение праздников мацури и танцев, например, на праздник Обон.

К периоду Муромати относятся следующие примечательные события:

  • Поэт Ёсимото Нидзё, советник и премьер-министр, вместе с поэтом Гусаи составляют сборник поэзии «Цукуба-сю» в жанре рэнга
  • Сёгун Асикага Ёсимицу строит «Золотой павильон» Кинкакудзи
  • Война Онин (1467—1477) между преемниками сёгуна Асикага Ёсимаса
  • Португальцы завозят в Японию мушкеты. Начало распространения огнестрельного оружия в Японии

Период Намбокутё (яп. 南北朝時代 намбоку-тё дзидай), «период южного и северного дворов») ― период в истории Японии с 1336 по 1392 год, характеризующийся борьбой за власть между двумя династиями — северной (яп. 北朝 хокутё?) с резиденцией в Киото и южной (яп. 南朝 нантё?) с центром в Йосино, центральными фигурами которых были, соответственно, Асикага Такаудзи и Император Го-Дайго, а также процессом распада поместной системы сёэн и возникновением в стране княжеств.

Сёэн (яп. 荘園 / 庄園 Сё:эн?, «имение», «угодья») — частное провинциальное землевладение придворных аристократов, буддийских монастырей и синтоистских святилищ в Японии VIII—XVI веков.

Начало формирования сёэнов датируется 743 годом, когда Императорское правительство издало «Закон о пожизненной приватизации целины» и разрешил существование в стране частного землевладения, запрещённого до этого времени указами об огосударствлении земли. «Закон» способствовал развитию государственной экономики, но и давал возможность придворной знати и крупным религиозным учреждениям получить источник дохода, не зависевший напрямую от государства. Сёэны, образованные освоением целины, получили название «самоосвоенных» (яп. 自墾地系荘園).

В X веке часть придворных аристократов, особенно члены рода Фудзивара, а также крупные монастыри, такие как Тодай-дзи, Кофуку-дзи и Энряку-дзи, владели многими сёэнами в разных регионах страны. Их землевладения росли за счёт дарения земли крестьянами, которые избегая государственного налогового давления, бросали государственные наделы, поднимали целину, которая по «Закону» автоматически превращалась в частную собственность, и подносили её крупным землевладельцам. В обмен на это аристократы и монастыри назначали зажиточных крестьян управляющими своих сёэнов, а обычных общинников облагали незначительным налогом, который в несколько раз был ниже налога с государственных наделов.

В XI веке по примеру крестьян стали поступать провинциалы кокуси, главы провинций, которых назначало центральное правительство. Они тоже осваивали целинные земли с целью обогащения, но вынуждены были возвращать их государству. Чтобы избежать этого, провинциалы дарили свою земельную собственность влиятельным столичным аристократам, которые признавали за ними право быть управляющими освоенных земель. Государство же не имело ни права конфискации, ни права вмешательства в дела управления таких имений. Эти сёэны получили название «дарственных» (яп. 寄進地系荘園).

В XII веке рост крупного частного землевладения вызвал упадок политического веса Императора, которого притесняли аристократы и буддийские монастыри. Кризис центральной власти способствовал усилению региональной знати и появлению самураев. В конце XII века последние смогли создать своё собственное правительство, Камакурский сёгунат, который нарушил право неприкосновенности частной собственности и назначил своих смотрителей дзито осуществлять контроль за делами сёэнов.

Постоянное вмешательство самураев в дела частных имений, а также развитие торговли и городов, стали причинами постепенного упадка сёэнов. Особенный удар по ним нанесли Война годов Онин (1467—1477) и «эпоха воюющих провинций», когда большинство провинциальных земель аристократов, монастырей и святилищ столицы были захвачены провинциальными феодалами, контролировавшими власть на местах.

Конец частному землевладению в форме сёэнов положил земельный кадастр 1580—1590-х годов, проведённый силами объединителя Японии Тоётоми Хидэёси. Земля была передана в собственность тех, кто её обрабатывает.

 

Война годов Онин, Смута годов Онин (яп. 応仁の乱 О:нин но ран?) — гражданская война в средневековой Японии, длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 годы). Её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото.

К середине XV века правители провинций (сюго) поняли, что центральное правительство слабеет и осмелев, перестали делить с ним свою власть. Сюго укрепляли своё собственное могущество, всю свою власть они использовали только в своих интересах. В результате таких действий образовался новый тип феодалов — даймё, сочетавших в себе основанную на должностных правах власть и военно-экономическое могущество.

К середине XV века сёгуном стал Асикага Ёсимаса. Он был эстетом, знатоком живописи, музыки, но не воином и не искусным правителем. Ёсимаса стремился отречься от власти и посвятить себя духовным удовольствиям. Детей у Ёсимасы не было, и он решил избрать своим преемником младшего брата Ёсими. Жена Ёсимасы, Хино Томико, происходила из семьи, которая не была кровно связана с семьёй сёгуна. Ёсимаса ненавидел её родных за постоянное вмешательство в его дела. Он испытал величайшее потрясение, когда Томико родила ему сына и решительно заявила что сёгунат перейдёт к младенцу Ёсихисе.

Томико надеялась, что её сыну поможет стать сёгуном один из трёх министров — Ямана Мотитоё (Содзэн). Но Ёсими тоже пользовался поддержкой министра Хосокавы Кацумото. Вспыхнул конфликт из-за прав наследования, и к этому конфликту подключились враждующие кланы Сиба и Хатакэяма. Соперники начали созывать сторонников. В 1467 году две большие армии (численность одной из армий была 250 тысяч, но эта цифра, вероятно, завышена) двинулись друг на друга из восточных и западных районов Киото.

Война в Киото

В мае 1467 года начались сражения. На первом этапе войны войска рода Хосокава («восток») численностью около 160 тысяч, созванные из 24 провинций, сражались преимущественно с силами Яманы Мотитоё («запад»), которые составляли 90 тысяч человек из 20 провинций. Силы рода Хосокава чуть не попали в окружение в Киото, после того как к западным силам присоединилось мощная 20-тысячная армия Оути Масахиро. Но к силам восточной армии тоже подошли дружественные войска, разорвали кольцо и соединились с основной армией.

Через 3 месяца вся северная часть Киото была разрушена. Предупредив враждующих, что виновниками будут объявлены те, кто развязал войну, сёгун решил больше не вмешиваться. Обе армии существовали благодаря припасам, привозимым из дальних провинций. Ямана захватил 7 из 8 городских ворот, планируя тем самым отрезать поставку провизии противнику и вынудить сдаться. Но к тому времени бои шли уже далеко за пределами Киото, а после того как пала централизованная власть, гражданская война охватила всю Японию. В провинциях участились конфликты между сторонниками обеих армий. Землевладельцы, пользуясь моментом, стали сводить личные счеты. В армии было призвано множество воинов асигару. Бандиты нападали на всех слабых без разбору. Вскоре даже очевидцы перестали понимать что происходит.

Общественный бунт Гэкокудзё

Крестьяне и мелкие самураи, недовольные подобным состоянием дел, сами принялись бунтовать. Этот период в японской историографии называется «Гэкокудзё» (яп. 下剋上 гэкокудзё:?, «Низший подавляет высшего»), а крестьянские восстания в эпоху Муромати — «доикки» (яп. 土一揆?). Кроме того, крупное восстание подняла буддийская секта Дзёдо-синсю, пользовавшаяся огромным влиянием в регионе Хокурику. Взбунтовавшиеся монахи отправились в провинцию Кага, где объединились с бедными самураями, положив начало движению Икко-икки — «объединённый союз».

В конце концов Асикага Ёсими откликнулся на призывы Асикаги Ёсимасы и Ямано Содзэна и вернулся в Киото. Все ещё опасаясь за свою жизнь, Ёсими вскоре опять сбежал, теперь уже на гору Коя. Впоследствии западные войска под предводительством Ямано избрали Ёсими своим лидером. Это означало, что первоначальные причины войны были полностью забыты, так как Ёсими поддерживал клан Хосокава («восток»).

Борьба за Киото велась с переменным успехом, но значительно ослабела в 1473 году, когда Ямано Содзэн и Хосокава Кацумото скончались. Через год Асикага Ёсимаса официально отрёкся от престола, а девятым сёгуном стал Ёсихаса. В 1477 году Западная армия покинула город под предводительством Оути Масахиро. Эту дату принято считать концом войны Онин.